Электронная подпись

Для налогоплательщиков физических лиц

Регулирующий закон – Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Выдачей квалифицированной электронной подписи занимается ФНС (пункты выдачи КЭП).

Необходимые документы для получения электронной подписи:

  • Паспорт;
  • СНИЛС;
  • ИНН;
  • Носитель – USB токен.

Срок действия электронной подписи, выданной УЦ (удостоверяющий центр) ФНС России – 15 месяцев.

Чтобы записать электронную подпись вам понадобится сертифицированный носитель (USB токен).

Токен – это защищенный носитель ключа, где хранится контейнер с закрытым ключом электронной подписи и сертификат квалифицированной электронной подписи.

Ключевой носитель должен иметь сертификат соответствия и быть форм-фактора USB Type-A.

Виды электронной подписи:

Простая электронная подпись

Простая – то есть сформированная без криптографических преобразований. Свидетельствует о факте создания электронной подписи конкретным лицом с помощью паролей, кодов и других средств. Такая подпись не применяется ФНС.

Усиленная электронная подпись

Такая электронная подпись приравнивается к собственноручной и используется в любых гражданско-правовых взаимоотношениях.

В этой электронной подписи используются криптографические преобразования, а также технологии PKI – закрытый/открытый ключ. Применяется ФНС в своей деятельности.

При усиленной электронной подписи предусмотрен закрытый ключ, запрос на сертификат (выпуск, регистрация), сертификат (открытый ключ).

Создается такая подпись путем математического преобразования с помощью хэш-функции, применяя закрытый ключ. Подтвердить авторство подписи позволяет обратное преобразование с применением открытого ключа.

Таким образом, при создании такой подписи применяется закрытый ключ, при проверке подписи применяется открытый ключ или сертификат.

Доступ к закрытому ключу есть только у владельца.

Обычно под открытым ключом имеют ввиду сертификат. Такой сертификат и указывает на определенного владельца закрытого ключа.

Виды усиленной электронной подписи:

  1. Неквалифицированная – используется при документообороте через личный кабинет налогоплательщика (физ.лица). Сертификат проверки, при такой подписи, может выдаваться неаккредитованным удостоверяющим центром, с применением несертифицированных средств криптографической защиты информации.
  2. Квалифицированная – выдается только аккредитованным удостоверяющим центром, с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.

Для создания квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи документы можно подать УЦ ФНС следующими способами:

  • лично в любом налоговом органе, осуществляющем функции УЦ ФНС России или в точках выдачи Доверенных лиц УЦ ФНС России;
  • лично в отделениях операторов электронного документооборота;
  • в электронной форме через «Личный кабинет юридического лица» / «Личный кабинет индивидуального предпринимателя».

Как и кто может получить электронную подпись

Квалифицированную электронную подпись именно в центрах ФНС могут получить: юридические лица, ИП и нотариусы.

Электронная подпись

Исключение:

  • Различные кредитные организации могут получить такую подпись в удостоверяющем центре ЦБ РФ;
  • Должностные лица гос. органов в Федеральном Казначействе;
  • Руководители филиалов, представители организаций (ИП), действующие по доверенности – в коммерческих удостоверяющих центрах с аккредитацией после 01.07.2020.

Услуга по выдаче электронной подписи через ФНС оказывается не зависимо от места регистрации заявителя в любой точке выдачи УЦ ФНС России или в точках выдачи Доверенных лиц УЦ ФНС России.

Электронная подпись для физических лиц и самозанятых

Усиленная квалифицированная электронная подпись может использоваться для получения следующих услуг:

  • Онлайн регистрация бизнеса (ИП или юр.лицо);
  • Получение кредита или ипотеки удаленно;
  • Получение выписки из ЕГРН или регистрация недвижимости;
  • Подача документов в суд в электронном виде;
  • Получение различных услуг через сервисы портала Госуслуг;
  • Участие в торгах на электронных площадках;
  • Оформление патента.

Перечень не полный и это лишь часть возможностей для лиц с ЭЦП.

Получить электронную подпись для физических лиц можно получить в различных удостоверяющих центрах и у доверенных лиц Удостоверяющего центра ФНС России.

Доверенные лица удостоверяющих центров ФНС:

ПАО Сбербанк
АО “Аналитический центр”
Банк ВТБ (ПАО)
АО «ЕЭТП»
АО «Тинькофф Банк»
АО «Электронная Москва»
ПАО «Промсвязьбанк»

Список аккредитованных удостоверяющих центров публикуется на сайте Минцифр. В этот перечень, например, входят: СКБ Контур, Сбербанк, электронная Москва, банк ВТБ и другие организации.

Екатерина

Юрист.
Стаж работы в налоговых органах более 10 лет.

Добавить комментарий