Налоговые органы наделены полномочиями, позволяющими проводить налоговые проверки и осуществлять контроль своевременного исполнения налоговых обязательств.
Однако, иногда налоговые органы могут нарушать процедуру принятия тех или иных решений в своей деятельности.
В данной статье мы рассмотрим как оспорить действия инспекции, если налоговой была нарушена процедура. Какие нарушения считаются существенными, а какие нет.
Нарушение существенных условий процедуры принятия решения по проверке
В России налоговые органы обязаны соблюдать определенные процедуры при проведении проверок и контроля налоговых обязательств. В случае нарушения этих процедур, налогоплательщик имеет право обжаловать действия налоговой инспекции в судебном порядке.
Процедура рассмотрения материалов проверки и вынесения решения, предусмотрена ст. 101 и ст. 101.4 НК РФ.
Несоблюдение требований, указанных в этих статьях, влечет за собой отмену решения по налоговой проверке.
Отменить такое решение может вышестоящий налоговый орган, либо суд.
Налоговый кодекс к существенным условия процедуры относит обеспечение налогоплательщику права на:
- Участие в рассмотрении материалов проверки;
- Предоставление объяснений по фактам, установленным в ходе проверки.
Нарушение указанных условий, непредоставление таких прав налогоплательщику, приведет к безусловной отмене решения инспекции.
Действующим законодательством введен обязательный досудебный порядок обжалования актов инспекций, а также действий или бездействия их должностных лиц.
Читайте об этом в нашей статье “Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров“.
Если инспекция не направила в адрес плательщика извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки или направила, но ненадлежащим образом – неверный адрес, несвоевременное направление и другие причины, по которым плательщик был лишен возможности участвовать в ходе рассмотрения проверки, это нарушение существенных условий процедуры.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 22.03.2011 №380-О-О) по отношению к статье 101 НК РФ – целью такого правового регулирования является создание системы гарантий прав налогоплательщиков.
У инспекции должны быть надлежащие доказательства, подтверждающие факт своевременного извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Плательщику должна быть обеспечена возможность, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, а также должна быть обеспечена возможность налогоплательщика представить объяснения.
Кроме того, возражения (объяснения) налогоплательщика, должны быть рассмотрены налоговым органом и им должна быть дана оценка. Такие возражения должны быть отражены в акте, решении по проверке.
Также налоговая обязана обеспечить налогоплательщику возможность на территории инспекции не позднее двух дней со дня подачи соответствующего заявления ознакомится с материалами проверки, с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Разрешается визуальный осмотр, выписки и копии.
Как оспорить действия инспекции, если нарушена процедура?
Для начала необходимо подать жалобу на действия налоговой инспекции в налоговый орган вышестоящего уровня (УФНС, ФНС), в зависимости от уровня налоговой инспекции, которая проводила проверку.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через налоговый орган, чьё решение обжалуется.
Обжаловать действия инспекции можно путем подачи жалобы или апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба – обжалование не вступившего в силу решения налогового органа, соответственно, жалоба – обжалование вступившего в силу решения.
Подробно о досудебном урегулировании налогового спора, порядке подачи жалобы (апелляционной жалобы) читайте в этой статье.
По итогам рассмотрения вышестоящая налоговая может оставить жалобу без рассмотрения полностью или в части, в следующих случаях:
- апелляционная жалоба подана с нарушением п. 1 статьи 139.2 НК РФ (не в письменной форме, не подписана лицом, ее подавшим) или в жалобе не указаны акты или действия, которые обжалуются;
- до принятия решения по жалобе, поступило заявление об отзыве такой жалобы полностью или в части;
- ранее подана жалоба по тем же основаниям.
После рассмотрения вашей жалобы вышестоящий налоговый орган:
- оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения;
- отменяет решение налогового органа полностью или в части;
- отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение.
Если жалоба не дала результатов, то можно подать иск в суд. Необходимо учитывать сроки и порядок подачи.
При подаче иска необходимо подробно изложить все нарушения, которые были допущены налоговой инспекцией в процессе проверки, и указать, какие действия инспекторов не соответствовали законодательству.
О том, как оспорить действия инспекции в суде читайте здесь.
Чтобы иметь больше шансов на успех, необходимо правильно сформулировать иск и иметь достаточно доказательств нарушений со стороны налоговой инспекции.