Выездная проверка: необоснованный вычет по НДС.

Налоговые споры

Для получения налогового вычета по НДС организации необходимо надлежащим образом подтвердить свое право на применение вычета по налогу на добавленную стоимость по хозяйственным операциям с обществами.

В свою очередь налоговый орган может провести выездную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления и своевременности оплаты налогов и сборов.

Если налоговый орган представит доказательства, свидетельствующие об отсутствии реальных хозяйственных отношений между налогоплательщиком и контрагентами, в том числе, доказательства создания участниками сделок схемы, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды – то по результатам проверки будет принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В таком случае обществу может быть доначислен НДС, пени и назначен штраф по п.1 ст. 122 НК РФ.

Статья 171 НК РФ дает налогоплательщику право уменьшить общую сумму налога на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (часть 2 статьи 171 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счет-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, указанных пунктами 3, 6 – 8 статьи 171 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, основанием для заявления налогового вычета по НДС (возмещения
сумм налога) является наличие в совокупности следующих обстоятельств: оприходование товара (работ, услуг); использование товара для целей налогооблагаемых НДС; наличие счета-фактуры установленного образца.

Счет-фактура

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.

При этом, счет-фактура, составленная и выставленная с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Подтверждение реальности сделки

Документы, на основании которых заявлен налоговый вычет, должны содержать достоверные сведения и отражать реальные хозяйственные операции по приобретению товаров (работ, услуг).

Положения статей 171 и 172 НК РФ предполагают возможность применения налогового вычета по НДС при наличии реального осуществления хозяйственных операций и при осуществлении сделок с реальными товарами (работами, услугами).

Ввиду этого, при решении вопроса о применении налоговых вычетов учитываются результаты встречных проверок налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости представленных документов.

Проверяйте своих контрагентов и сохраняйте документы.

Применение налоговых вычетов по НДС правомерно лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальность хозяйственных операций.

При этом, при оценке соблюдения данных требований НК РФ необходимо учитывать, что законодательство о налогах и сборах исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики.

Поэтому, именно на налоговом органе, оспаривающем реальность совершенных налогоплательщиком операций и обоснованность полученной в связи с этим налоговой выгоды, лежит бремя доказывания обстоятельств, которые могут свидетельствовать о невозможности осуществления спорных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Налоговая выгода, полученная в связи с отражением в целях налогообложения расходов по налогу на прибыль и применением налоговых вычетов по НДС, не может быть признана обоснованной, если налоговым органом будет доказано, что приобретение товаров (работ, услуг) в действительности не имело места, а представленные налогоплательщиком документы являются недостоверными, о чем налогоплательщик не мог не знать.

Если будут отсутствовать основания полагать, что фактический поставщик является плательщиком НДС, то и право на соответствующий вычет по данным хозяйственным операциям не возникнет.

В ходе встречных проверок инспекцией будут проверяться контрагенты не только 1-го звена, но и всей цепочки, в том числе, в целях установления реальности сделки.

Например, ваша фирма ООО “Чек” заключила сделку на поставку гвоздей с ООО “Сталь”. В свою очередь, ООО “Сталь” закупает гвозди у ООО “Ресурс” и выступает как бы посредником. Однако, если налоговая в ходе, в том числе, встречной проверки, докажет, что ООО “Ресур” не могло продавать ООО “Сталь” гвозди, поскольку не располагало таковой продукцией, то право на вычет по НДС не подтвердится. Фактический поставщик товара должен являться плательщиком НДС.

Добросовестность контрагента

В судебной практике часто можно встретить такой вывод:

Налогоплательщик действуя разумно и добросовестно, продолжая вести хозяйственные отношения с недобросовестным контрагентом должен учитывать это обстоятельство, поскольку при выборе контрагента оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и возможность наступления негативных последствий в виде невозможности получить вычет по НДС по документам данного контрагента.

Нормы законодательства о налогах и сборах прямо не возлагают на налогоплательщика обязанность по проверке правоспособности контрагентов и не связывают ответственность налогоплательщика с фактами непредставления его контрагентами бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы, неуплаты ими налогов, невозможности проведения встречной проверки контрагентов.

Однако, предъявляемые в целях уменьшения подлежащего уплате НДС документы в своей совокупности должны с достоверностью подтверждать реальность произведенной операции.

Проверяйте контрагента для дальнейшего подтверждения реальности сделки.

Лица, действующие исходя из соблюдения принципа разумного предпринимательского риска, с надлежащей степенью осмотрительности и в соответствии с обычаями делового оборота, не осуществившие проверку правоспособности юридических лиц, не удостоверившиеся в достоверности представленных ими или составленных с их участием первичных бухгалтерских документов, служащих основанием для применения вычетов по НДС – несут риск наступления неблагоприятных последствий, вызванных ненадлежащим исполнением данных действий (абзац 3 статьи 2 ГК РФ).

Налогоплательщик должен представить доказательства, свидетельствующие о проявлении им должной степени заботливости и осмотрительности при выборе контрагентов, а также обосновать выбор контрагентов разумными причинами делового характера.

Вывод

Даже если товар фактически оприходован, оплачен и использован в коммерческой деятельности – это еще не свидетельствует о реальности сделки. Реальность хозяйственной операции определяется не только фактическим наличием результатов выполнения работ, но и реальностью исполнения договора именно данным контрагентом, то есть наличием прямой связи с конкретным поставщиком.

Следовательно, в подтверждение обоснованности вычетов по НДС должны быть представлены документы, отвечающие требованиям статей 169, 171, 172 НК РФ и подтверждающие наличие реальных операций по приобретению товаров (работ, услуг) у заявленных контрагентов.

Оприходование товара не может являться достаточным доказательством реальности хозяйственных операций между обществом и указанными им контрагентами при отсутствии к тому надлежащих и достоверных доказательств, отвечающих требованиям статей 67, 68 АПК РФ.

В ходе налоговой проверки, инспекция будет проверять всю цепочку хозяйственной операции, опрашивать должностных лиц, водителей и тд. и оценивать реальность хозяйственной операции в совокупности со всеми установленными фактами.

Право на налоговую выгоду имеют только добросовестные налогоплательщики в отношении реальных хозяйственных операций с тем контрагентом, который указан в первичных документах.

Екатерина

Юрист.
Стаж работы в налоговых органах более 10 лет.

Добавить комментарий